Д-р Горбатов - основатель кибер психиатрии в Рунете!
Онлайн с 2000 г. / 2003 г. в Skype
Онлайн с 2000 г. / 2003 г. в Skype
Депрессия, тревога и панические атаки
Бесплатная консультация психиатра
Это сообщение скрыто от общего просмотра автором дискуссии. Просмотр скрытого сообщения разрешен только автору дискуссии или доктору.
Комментарии
Касательно терапии, думаю, что на 100 мг сертралина вашему отцу можно остановиться, а на ночь я бы советовал добавить мианзерин, препарат леривон, ночной антидепрессант с выраженным противотревожным и хорошим сон индуцирующим действием в дозе 30 мг.
И на этом приём всех остальных психоактивных препаратов полностью прекратить.
Возможно, что вашему отцу также необходимо добавить какие-то сосудистые препараты, для улучшения кровоснабжения.
Каковы предположительные причины для возникновения у вашего отца этого заболевания ? Думаю, что на эндогенную предрасположенность к тревоге наслоился эндокринный дисбаланс, кстати, проверьте функцию щитовидной железы + изменение социального статуса ( выход на пенсию ) и непривычное для вашего отца
обилие незанятого делами времени.
Позвольте задать еще несколько уточняющих вопросов:
Какова должна быть продолжительность лечения указанными препаратами?
Характерен ли для леривона синдром отмены, как долго можно его принимать и есть ли необходимость в плавном подходе к дозировке 30 мг?
Можно ли со временем рассчитывать на полную ремиссию при данном диагнозе и постепенный отказ от препаратов, или данное расстройство обычно носит необратимый характер?
Я не утверждаю, что ваш отец точно страдает одним из этих заболеваний, время покажет. Но в настоящее время я рассматриваю заболевание вашего отца, как тревожно-депрессивное.
Лечение рекомендованными мной препаратами должно быть длительным, с переходом после наступления значительного улучшения состояния на приём поддерживающих их доз.
Что касается леривона, начинать необходимо с 30 мг, поскольку именно на этой дозе мгновенно проявляется его противотревожный и снотворный эффект. Как долго придется вашему отцу его принимать -покажет время. если нормализуется ночной сон и уйдет тревога, то можно будет попробовать уменьшить его дозу до 15 мг, если это удастся.
А вообще, настройтесь на длительный приём препаратов, как минимум, в поддерживающих дозах.
Самое главное, в возрасте вашего отца, прекратившего работать, одинокого вдовца как-то восстановить смысл в жизни и занять себя чем-то. Активность в его возрасте является лучшей профилактикой старения, развития старческой деменции и сохранения соматического здоровья. Проблемой душевных заболеваний в возрасте является их негативное воздействие, как на сому, так и на душу.
Все ваши силы должны быть потрачены на достижение адаптации вашего отца к новым условиям существования.
Хочу рассказать Вам о последних событиях и получить Ваши рекомендации по дальнейшему лечению.
По Вашему совету добавили Леривон, начали принимать с 01.03.2016г., т.е. на днях будет две недели. За это время произошел ряд событий, которые, на мой взгляд, повлияли на ход лечения и я хочу Вам о них рассказать:
Перед началом приема леривона мы решили убрать тералиджен. Снижали дозировку постепенно, в течение пяти дней. По мере уменьшения дозировок тревога начала нарастать. Несколько раз даже случилась паническая атака, или близкое к ней состояние. Повысилось артериальное давление, тряслись руки, жаловался на слабость и был уверен, что жить ему осталось недолго. С 1 марта начали прием 30 мг леривона на ночь. Не скажу, что тревога сразу исчезла, но уровень немного снизился. Уснуть на всю ночь на этой дозировке не получается. В 22-00 прием таблетки, через 30 минут засыпает, просыпается в среднем в 2-4 часа утра. Принимает вместе с леривоном оду капсулу растительного препарата «персен ночной» (соств: валерианы корневищ экстракт (сухой) - 125 мг, мелиссы лекарственной листьев экстракт (сухой) -25 мг, мяты перечной листьев экстракт (сухой) - 25 мг). На этой комбинации иногда удается проспать в 2-3 приема 6-7 часов за ночь, иногда и того меньше.
Через несколько дней после первого приема леривона во время дневной прогулки отец нашел деньги. Сумма не очень большая, по размеру сопоставима с его месячной пенсией. В момент, когда он их поднимал, заметил, что неподалеку был какой-то мужчина (вероятнее всего именно он эти деньги и потерял). Пришел домой сильно взволнованный, а в скором времени у него началась паника. Он решил, что эти деньги ему специально подбросили, а тот мужчина следил за ним. Теперь же «злоумышленники» знают, где он живет и в скором времени попросят вернуть не только найденную сумму, но и огромные проценты сверх неё. Откуда в принципе в его подсознании взялась такая идея я понять могу: в последнее время у нас в новостях часто показывают сюжеты о жестоких и незаконных методах взыскания просроченной задолженности коллекторскими агенствами. Объясняю отцу, что это совсем не его случай, он не подписывал никаких документов, не брал кредитов и никто за ним не следил – бесполезно, он убежден в реальности этих мыслей.
Через неделю после этого произошла еще одна стрессовая ситуация: в 2 часа ночи в квартире прорвало стояк с горячей водой. Вызвали слесаря, устранить течь не получилось, поэтому около 4 часов утра перекрыли весь стояк и оставили без горячей воды еще 16 квартир. Для устранения аварии потребовались сварочные работы. Мастер приехал около 17-00 и в течение двух часов все починил. С 4 утра отец так и не смог уснуть. Весь день он сильно нервничал, ходил кругами по квартире, стоял над душой у мастера.
В ноябре 2015 – январе 2016 (до начала приема сертралина и тералиджена) у отца сохранялась критика к своим бредовым мыслям, он говорил: «понимаю, что все анализы в норме и особых проблем у меня нет, но не могу выгнать эти мысли из головы».
В феврале (во время приема сертралина и тералиджена) состояние можно было назвать достаточно ровным, постоянно присутствовали мысли о том, что организм работает уже не так, как раньше (пища плохо переваривается, редкий стул (раз в 2-3 дня), плохой сон, необходимость приема таблеток), критики по отношению к этим мыслям уже не было.
Сейчас в марте (после отмены тералиджена и описанных выше событий) состояние можно охарактеризовать как крайне тревожное. К мыслям о работе организма добавился бред преследование. Каждый выход на улицу сопровождается сильным страхом, постоянно оглядывается по сторонам и с подозрением смотрит на всех незнакомых людей во дворе и новые автомобили. Отказывается обсуждать свое состояние по телефону, т.к. думает, что телефон прослушивают.
17 марта будет 4 недели, как мы принимаем золофт в дозировке 100 мг. Какого-то явного улучшения картины я пока не заметил.
Доктор, какую последовательность действий Вы нам посоветуете для уменьшения тревоги и увеличения продолжительности ночного сна?
Имеет ли смысл менять схему приема текущих препаратов, или сами препараты на другие?
Есть ли шансы на улучшение состояния в амбулаторных условиях, или нам пора задуматься о помещении отца в стационар?
Что это может быть ?
Это может быть начало сенильной деменции, которая дебютировала в виде тревоги, депрессии с последующим присоединением к ним бредовых переживаний.
Это может быть и психотическая форма депрессии, но также и проявления сенильного психоза.
Вам необходимо в срочном порядке госпитализировать отца в психиатрическую больницу с целью уточнения диагноза его заболевания и проведения адекватного лечения.
В любом случае, в плане терапии ваш отец должен принимать дополнительно один из атипичных антипсихотиков, например, рисперидон в дозе 1-1.5 мг ( 0.5 мг утром и 1 мг вечером или же 1 - 1.5 мг на ночь ).
Прошел год с момента последнего сообщения и я снова обращаюсь к Вам за консультацией.
После Вашей рекомендации госпитализировать отца мы нашли через знакомых психиатра и поехали на очный приём. Конкретный диагноз поставлен не был, но среди предположений также присутствовали сенильная деменция или болезнь Альцгаймера. Была рекомендована госпитализация, но в качестве альтернативного варианта нам разрешили амбулаторное лечение. Назначены внутримышечно утром и вечером Амитриптилин 2 мл (20 мг) + Эглонил 2 мл (100 мг) на 2 недели. На этих препаратах сразу же нормализовался сон, бредовые мысли первое время сохранялись, но постепенно стали сходить на нет. Спустя 2 недели, по результатам очередного визита к доктору, инъекции заменили на таблетки в тех же дозировках и принимали в общей сложности около 3-х месяцев. По прошествии этого срока отец вернулся к нормальной жизни, бредовые мысли больше его не беспокоили, появился интерес к окружающему миру, новостям, стал меньше времени уделять переживаниям о своём здоровье. Следующие полтора месяца постепенно отменяли препараты по схеме: на 2 недели сократили дозировки на половину, на следующие две недели отменили утренний приём и ещё через 2 недели (где-то в середине июля 2016 г.) прекратили приём полностью.
Без препаратов настроение постепенно начало снижаться, ночной сон становился всё хуже, чаще стала проявляться лень, нежелание ничего делать и начала снова нарастать тревога.
В начале сентября поехали к доктору. Был рекомендован длительный (не менее 6 месяцев) приём препаратов: утром Венлафаксин 37.5 мг, на ночь Эглонил 50 мг. Следовали рекомендации пол года. В этот период времени продолжительность ночного сна составляла 6-8 часов, тревожность снизилась, настроение можно было назвать нормальным, иногда отец даже шутил и улыбался.
С 9 марта, после очередного визита к доктору, стали постепенно отменять препараты в течение полутора месяцев, последний приём был 10 апреля.
За прошедшие 2 недели продолжительность сна снова стала снижаться (с 22-30 до 01-30, дальше уснуть не получается), постепенно возвращается тревожность, мелкие бытовые трудности начинают возводиться в статус больших проблем и в общем присутствует некоторый пессимизм.
Прошу Вас порекомендовать нам схему дальнейшего лечения. Правильно ли я понимаю, что совсем отменить препараты у нас уже не получится? Исходя из этого, какую схему Вы посоветуете для длительного (пожизненного?) приёма. Нужно ли вообще делать перерывы в приёме препаратов, учитывая возраст отца - 65 лет?
На приёме Венлафаксина и Эглонила побочных эффектов замечено не было. Общие и биохимические показатели крови в норме, на уровень пролактина пока не сдавали, но внешних признаков его повышения нет. Гормоны щитовидной железы в норме. Делали МРТ головного мозга в марте 2016 и марте 2017 года. За год особых изменений не произошло, заключение: МР-картина очаговых изменений лобных и теменных долей дисциркуляторного характера, атрофические изменения головного мозга.
Заранее благодарю за ответ.
С уважением, Алексей.
Я считаю, что результаты лечения по схеме: 37.5 мг венлафаксина утром и 50 мг сульпирида вечером вполне удовлетворительные, как в плане достигнутого лечебного эффекта, так и в плане выраженности побочных эффектов. Поэтому, считаю, что вы можете продолжить эту терапию дальше, периодически контролируя лишь уровень пролактина в сыворотке крови, печеночные трансаминазы и креатинин.
В случае повышения у вашего папы уровня сывороточного пролактина, замените сульпирид кветиапином в вечерней дозе 50 - 100 - 150 мг, остановившись на самой оптимальной из трех указанных мной.
Похоже на то, что ваш папа всё-таки не страдает болезнью Альцгаймера, а, скорее всего, сенильной депрессией.